Рок подкасты
Подкаст: Живьём. Четверть века спустя

Выпуск #32 Александр Ермолаев ("Пандора")

10 августа 2021 г.
Группа «Пандора» в начале девяностых органично влилась в актуальное на тот момент течение альтернативной музыки. Она играла жесткую, но мелодичную гитарную музыку с пронзительными текстами на русском языке, не похожую ни на что другое на московской клубной сцене. Когда в 1997 году «Пандора» прекратила свое существование, ее вокалист Александр Ермолаев занялся сольным творчеством, выступая с акустической программой. Летом того же года он принял участие в серии живых концертов на радио «Ракурс». Вместе с Александром слушаем и обсуждаем это выступление, а также записи «Пандоры».
00:00:00
00:00:00
00:18 Вступление читать

- Всех приветствую! У микрофона Сергей Рымов. И сегодня в подкасте «Живьем. Четверть века спустя» мы снова оказываемся в конце 90-х годов. А если конкретно, то жарким летом 97-го года. Честно говоря, не помню, было ли оно жарким, но это было 20-го июля, и в студии радио «Ракурс» играл Александр Ермолаев. Мы знаем его по группе «Пандора», но это выступление было сольным и акустическим. Саша, привет! Рад тебя видеть!

- Привет, Сергей!

- Привет! Давай мы, как обычно, начнем с музыки, и потом будем осуждать то, что услышим. «Игра в любовь» - так называется вещь, с которой мы начнем.

00:58 "Игра в Любовь"
04:42 О сольном творчестве и группе «Пандора», акустике и электричестве; читать

- Александр Ермолаев в подкасте «Живьем. Четверть века спустя», мы слушаем концерт 97-го года. Саш, кто с тобой играл? Второй же гитарист был, ты же был не один в студии?

- Да, со мной тогда играл Андрей Найденов. Это был недолгий период сотрудничества с ним, как раз после «Пандоры».

- Но вы здесь очень хорошо на две гитары раскладываете. При этом акустическая такая история, а «Пандора» все-таки был электрический проект.

- Ну, дело в том, что мы тогда просто постоянно играли, и это было несложно. Андрей хорошо играет на гитаре, я тогда тоже постоянно упражнялся. Поэтому я не помню, чтобы мы с ним особо даже репетировали. Мы просто нашли общий язык и сыграли вот эту программу.

- Ну, тебя тогда хорошо люди знали по группе «Пандора», группе электрической и, наверное, можно сказать, гранжевой. Здесь - акустика. Ты в каком виде себя лучше чувствуешь, в каком формате - акустическом или электрическом?

- Мне лучше играть с группой. Потому что у группы больше возможностей просто, чем у меня одного. Я всегда хотел играть с группой, а акустика возвращалась, когда у меня не было коллектива. Но как только мне было, с кем играть… Я обязательно звал других людей, чтобы делать какие-то совместные проекты.

- Ну, «Пандора» - проект известный, мы о нем сейчас поговорим. А у тебя потом были еще какие-то электрические составы, или дальше ты в акустике играл?

- После «Пандоры» я сотрудничал вот с Андреем Найденовым, потом у меня был проект с басистом. Но это уже позже, в десятые годы. Были небольшие разовые мероприятия с музыкантами других групп. Я просто заменял вокалиста, так скажем. Но это были недлинные, небольшие проекты для нескольких выступлений. А вот в десятые годы я играл с басистом Олегом Зюбаном, который теперь играет в группе «Тут как тут». Вот как раз это было очередное мое возвращение, у меня всегда большие перерывы были между выступлениями. И мы несколько лет так играли с ним по московским клубам. Потом был еще один, тоже ермолаевский проект, еще с одним басистом - Сашей Саутой. Он, к сожалению, умер четыре года назад. Вот это, что касается проектов с басистами.

- Песни, которые в электрическом варианте и акустическом – они, по сути, одни и те же, или есть какие-то вещи, которые удобно играть в акустике и неудобно в электричестве, и наоборот?

- Есть вещи, которые в электричестве вообще играть, на мой взгляд, не стоит, потому что они чисто акустические. Всегда мне лучше, чтобы пришли люди и привнесли что-то свое в ту, начальную форму, которую я предлагаю. Одна голова хорошо, а две лучше. Обязательно кто-то что-то, какие-то свои краски добавит. Естественно, в электричестве это зависит от тех людей, с которыми ты играешь. Что-то даже меняется, может быть, и кардинально. Слова только неизменны, тут я никогда не дам никому на этом поле играть. А в музыке можно экспериментировать, люди предлагают свои идеи, и мы что-то подстраиваем, меняем, переделываем.

- Ты как себя в первую очередь видишь - как музыканта или как поэта?

- Начиналось все с поэзии, безусловно. Играть я начал, потому что мне хотелось как-то это все выразить не только словом, но еще чем-то. Взял гитару и просто начал перекладывать на музыку стихи.

- То есть сначала ты писал стихи, правильно?

- Да, сначала я писал стихи. Но в дальнейшем уже, конечно, ты играешь на гитаре, и что-то, может быть, какие-то уже приходят мысли из музыкальных форм. Мало, мало средств выражения, и мне захотелось тогда уже играть, да.

- Давай тогда сейчас еще одну вещь послушаем. Она будет сейчас звучать в твоем сольном исполнении, с концерта 97-го года. Но те, кто знает группу «Пандора», очень хорошо знает эту песню. Она называется «Небо двинулось».

08:16 «Небо Двинулось»
11:34 О каморке за актовым залом, перепутанных коробках и сиэтлской волне; читать

- В подкасте «Живьем. Четверть века спустя» сегодня мы слушаем живой концерт Александра Ермолаева. «Небо двинулось» - только что мы такую вещь послушали.

Я напомню, что подкаст выходит каждую неделю, и если вы не хотите пропустить что-то важное, что-то интересное – а интересное и важное у нас в каждом выпуске – то обязательно надо подписываться. Яндекс. Музыка, Spotify, Apple Podcasts, Google Podcasts – везде мы есть. Или просто  сайт r-cast.ru.

- Саш, ты сказал, что начинал со стихов. А гитару когда взял?

- Все начиналось, как всегда, со школьной группы, с одноклассниками, с музыкальной комнаты, «в каморке за актовым залом».

- «Ионика» была?

- «Ионика» была, да. (улыбается) Гитары «Урал». И все это, в общем, известно тем, кто начинал в конце 80-х – начале 90-х. Все атрибуты в наличии. В этом плане путь совершенно обычный, как у многих.

- Но если ты начал свои стихи уже перекладывать на музыку, то ты со своих песен сразу начал или что-то там, «Машину времени» тогда…

- Самые первые опыты, да, это чужие песни. Но совсем недолго, потому что я просто быстро интерес к этому потерял, я не любитель каверы играть вообще. Буквально очень скоро мы на свои песни перешли, да.

- Про что эти песни были?

- Ой, я уже даже затрудняюсь сказать, про что они были. Естественно, они канули в лету. Эти школьные песни никогда больше не звучали.

- Нет, ну хорошо, они были, я не знаю, про любовь, или про войну, или про что?

- Нет-нет-нет, они скорее были про какое-то позиционирование себя в мире. Кто я, что я, что я вижу, что я делаю, куда я пошел, ну, что-то такое, наверное. Про любовь вряд ли тогда что-то было.

- То есть сразу экзистенциальная тематика?

- Да-да-да, именно так. Бунтарский дух проявился очень рано, что называется. Потому что тогда этот пафос революционный, он же такой был, на переломе 80-90-х…

- Подожди, кто я и куда я иду, и бунтарский дух – это немножко разные вещи. Нет, я не прав?

- Я хочу сказать, мы же все тогда были своего рода борцы с режимом. Наличествовал такой революционный пафос… Я, честно говоря, затрудняюсь сказать теперь, как оно тогда на самом деле все было.

- Что у тебя было, не знаю, вот какие стихи и песни в голове, когда ты это дело начинал сам, в юношеском возрасте?

- Ориентировался я тогда, конечно, только на те группы, которые до нас доходили, в маленький провинциальный город, в котором я родился. Я помню «ДДТ», «Нутилус Помпилиус», «Кино». Западного рока я тогда практически не знал. Был даже такой смешной случай. До нас доходили бобины в коробках, а коробки были просто перепутаны, и мы какое-то время слушали «Пинк Флойд» и думали, что это «Дип Перпл» и, соответственно, наоборот. И потом, когда мне это все открылось, это было очень смешно. (смеется) Информации было мало, доходила она какими-то скудными порциями. Соответственно, было много вот этого русского рока 80-х. Все то же самое, что и у всех в Советском Союзе в то время.

- Но русский рок 90-х - это такая, все-таки социальная история.

- Да-да, социальная история. Глупо утверждать, что я этого избежал. Соответственно, я в таком же примерно ключе, наверное, что-то и делал тогда.

- Но те вещи, которые мы слушаем сегодня, и, на самом деле, то, что исполняла «Пандора» - это не социальный рок же?

- Нет, ну, мы сегодня слушаем гораздо более поздние вещи.

- Конечно.

- Лет пять прошло, или шесть.

- Когда ты расстался вот с этой социальной тематикой, и почему?

- Довольно-таки быстро и расстался. Я приехал в Москву, поступил в институт, у меня появилась масса музыкальной информации, масса новых друзей. Я открыл для себя огромное количество новых групп. Вот реально. Это был количественный скачок, переросший в качественный. Все эти опыты школьные, от которых я уехал, они и остались там. Во-первых, я встретил новых людей, со своим бэк-граундом, скажем так. Они познакомили меня с другими взглядами, подходами. Ну, все очень быстро поменялось.

- Музыка, с которой ты тогда столкнулся – это уже была западная музыка?

- Да-да. В Москве, когда я поступил в институт, тут уже хлынул поток западной музыки. В мое время тогда очень многие пели на английском языке, вот этого делать я не хотел никогда. То есть изначально была установка, что петь я буду, конечно, только на русском и только свои стихи. А вот музыкальные какие влияния были оказаны? Ну, совершенно разнообразные. Из всего комплекса впечатлений получается потом вот какой-то такой конечный - мой - продукт.

- Это была, в том числе, уже актуальная на тот момент музыка? Что это в начале 90-х – Guns N' Roses, та же самая сиэтлская волна?

- Сиэтлская волна, в первую очередь. Это произвело на меня очень большое впечатление. Да, скорее всего, именно гранжевые американские группы начала 90-х годов.

- Ну, вот сейчас мы, знаешь, что с тобой сделаем? Мы на секундочку прервем нашу акустическую историю и послушаем группу «Пандора». Вот говорят: «русский гранж». Мне кажется, что нет русского гранжа просто на свете. А если что-то есть более-менее близкое, даже не по музыке, а по какой-то такой атмосферной истории, то это как раз то, что ты с ребятами делал в начале 90-х в «Пандоре». И мы будем слушать вещь, которая называется «Странное время».

16:29 «Странное Время»
21:17 О создании «Пандоры», репетициях в общежитии, первых концертах читать

- Группа «Пандора», вещь называется «Странное время». И эта запись, Саш, она живая? Что это была за запись?

- Эта запись на студии, на базе у нашего с тобой хорошего друга - Миши Боголепова, на улице Яблочкова. Мы там репетировали, там же и писали этот трек.

- То есть вы сыграли вживую, просто постарались немножко записать?

- Да-да-да, это просто сыгранная разом песня.

- Как получилась группа?

- Группа как получилась? Я поступил в Станкоинструментальный институт, услышав, что там сильная художественная самодеятельность, есть всякие ВИА. И на первом курсе этого института, в параллельной группе, на одном потоке со мной учился Андрей Борисов, который стал потом пандоровским гитаристом. В общежитии у нас, на 6-м этаже, в чертежном зале вечерами собирались компании. Все играли на гитарах, выпивали, курили, общались, разговаривали. Вот туда впервые пришел Борисов, взял в руки гитару и все удивились, как он на ней играет. Он родом из Грозного, гитару-то ему купили, а как она классически строится, никто не сказал. У парня был абсолютный слух (и есть), и он какими-то странными пальцевыми пассажами играл всем нам известные вещи, но играл их очень оригинально. Таких людей просто нельзя упускать. Мы с ним познакомились и решили что-то делать вместе. С этого «Пандора», собственно, и началась. Еще в одной параллельной группе, на нашем же потоке, учились два парня из славного города Запрудня, из группы «Отдел Иванова». Вот, оттуда сначала пришел басист, а впоследствии барабанщик. Супербарабанщик тоже, совершенно сумасшедший. Тоже, к сожалению, уже почивший. И вот так «Пандора» и сложилась. Мы с Борисовым оставались всегда, в течение этих семи лет, басисты и барабанщики менялись.

- То есть «Пандора» существовала в течение семи лет?

- Да.

- И когда были самые первые концерты?

- Самый первый концерт – это, наверное, осень 90-го года. В том же нашем станкиновском общежитии, в дискотечном зале. Мы просто притащили туда аппарат, по сарафанному радио собрался народ, ну, мы и забабахали. Началась «Пандора».

- Но в 90-м году сиэтлской волны еще толком не было.

- Не было. Но и песни были другие тогда, не те, которые мы сейчас с тобой слушаем. Тех песен тоже, наверное, не осталось, мне так кажется. Но, все равно - я то уже был. (улыбается) Музыка потом, может, немножко поменялась, я-то не поменялся совершенно.

- А где, кстати, вы репетировали? В каморке за актовым залом, только уже «Станкина»?

- Нет. В общежитии. У нас в общежитии была репетиционная комната. Когда я поступил в институт, выпускники, вокально-инструментальный ансамбль, уже заканчивали. Я плавно занял их место в этой комнате репетиционной, оккупировал ее. И вот уже у нас там, как говорится, был штаб. Там жизнь проходила, наверное, даже больше, чем на учебе. (смеется) Что кончилось тем, что «Станкин» я не закончил, в итоге.

- Я, по-моему, первый раз в 94-м году, на «Фестивале надежд» «Пандора» услышал. Вот это уже была такая, гранжевая история.

- Ну да. Тогда же гранж вообще был очень популярен. Он же ворвался просто волной и смел все остальное, по большому счету. Чтобы кто не говорил, но он очень сильно на всех повлиял. Я знаю наших с тобой ровесников, которые сейчас: «Ну нет, какой гранж, да нет, ничего такого, мы всегда свое», типа. Он тогда здорово на всех повлиял, не надо кривить душой. На нас, соответственно, тоже. Так мне это было, знаешь, - карты в руку легли, скажем так. Мне того и надо было. Я и так, видимо, туда тяготел, а тут легальное дело такое. Вот мы и стали шарашить, стены сносили, блин.

- А правда, что на том «Фестивале надежд» барабанщик со сломанной ногой играл?

- Да, правда. Я вот не знаю, какой это был фестиваль, просто мне казалось, что в 94-м был еще Орел. Но Орел ногу не ломал, ногу ломал Пропалов. Может, ты путаешь?

- Могу, могу. Но выступление было точно в «Секстоне».

- В «Секстоне». Ну, в «Секстоне» мы выступали много раз. Кстати, дикий клуб совершенно, и из-за этого, наверное, может, даже и любимый. Ну, клуб сумасшедший, конечно, был. Совершенно дикий, безбашенный клуб. В 94-м Орел играл – это стопудово. А вот какое-то еще из выступлений, может, на каком-то еще из фестивалей, был Пропалов, да. Человек сломал ногу, но отказаться от выступления мы не могли. Но у него была возможность играть другой ногой. Он на двойной педали как-то изловчился, но играли мы не очень много. Потому что, правда, ну, человек «без ноги».

- Тяжело, конечно.

- Тяжело, да.

- Давай послушаем вещь, она акустическая. Я так понимаю, «Пандора» ее не играла. Если играла, то поправишь. Называется «Мальчик на небо не попал». А потом обсудим.

25:41 «Мальчик На Небо Не Попал»
28:37 О гранже, его исполнителях и особом месте Nirvana среди них; читать

- Сегодня мы слушаем в подкасте «Живьем. Четверть века спустя» концерт Александра Ермолаева. 97-й год, июль месяц. Ну, вот эта вещь, слушай, там же аккорды, по-моему, буквально нирвановские, да?

- Господи, классический квадрат. Классический квадрат - он может быть чьим угодно. Квадратных людей в музыке огромное количество. Да, ничего оригинального, но песня как-то, почему-то… Ее до сих пор помнят, что характерно.

- Вообще, ты, по-моему, отрицал, что «Пандора» - это гранж?

- Все равно ты не сыграешь по-американски, тем более на русском языке. Все равно это никогда не будет чистым гранжем, естественно. Утверждать, что я вот играю гранж? Да нет, конечно.

- Ну, гранж очень сложно определить как музыкальный стиль. Взять вот ту же самую сиэтлскую четверку – на самом деле это же разные группы, очень разные.

- Очень разные, да.

- Что их объединяет?

- Так не мы их объединили. Я не знаю, почему так. Для меня это абсолютно разные группы, та четверка, которую ты упоминаешь. Ты знаешь, это, скорее всего, они просто вместе появились и вместе прозвучали, с одной высокой степенью врыва, вот такого. Вот их и поставили рядом, может быть.

- Мне вот кажется, что гранж – это не столько про какой-то гитарный звук, про какие-то мелодические истории, про гармонии, это больше про отношение к жизни.

- Здесь я затрудняюсь сказать. Я не настолько хорошо владею английским языком, чтобы отлично понимать какие чувства и образы они там выражают, делать выводы в полной мере. Для меня гранж интересен тем, что, во-первых, они совместили хард-рок этот угловатый с мелодизмом этих вокалистов гранжевых. Между прочим, например - это все индивидуально и хорошо поющие люди. Для меня это очень важно было. Группа, она интересна чем? Хорошая музыкальная основа из профессионалов и очень индивидуальный самобытный вокалист.

- Но «Нирвана» в этой четверке все-таки особое место занимает, для тебя лично?

- «Нирвана» - наиболее удачный пример этого совмещения, популярной музыки и тяжелого звука. Простой и в то же время гениальный, скажем так. Мне кажется, что Кобейн просто наилучшего результата достиг в исполнении именно такой музыки.

- Скажи, а «Пандора» много репетировала?

- Первые годы мы там вообще жили, в этой комнате. Мы там дневали и ночевали. Там проходила просто-напросто жизнь. Причем менялись люди, приходили, уходили, постоянно звучала музыка, кипел чайник, выносились пустые пивные и водочные бутылки. Ну, сам понимаешь, мы были молодые, активные. Мы репетировали практически постоянно. Причем не сточки зрения отработки чего-то, а именно какого-то поиска. Знаешь, вот играешь целыми часами там что-нибудь, куда-нибудь, кого-нибудь.

- То есть не столько репетиция, сколько музицирование?

- Музицирование, да, это точнее так назвать. Потому что никакой отработки там, в общем, не было. Потом что-то нащупываешь, ну и «давайте вот так сделаем, здесь я могу написать». Борисов находит тему, я говорю: «Вот эта тема хорошая, здесь я знаю, что напишу». Вот так, потихоньку, что-то достигалось.

- Давай еще одну вещь послушаем. Акустический концерт, Александр Ермолаев, 97-й год. «Письмо».

31:50 "Письмо"
34:05 О невеселых песнях, хороших людях и о том, как творчество помогает жить читать

- «Письмо», Александр Ермолаев, концерт 97-го года. Мы говорим о творчестве группы «Пандора», о творчестве Саши Ермолаева. Песни-то у тебя как-то невеселые все больше, почему?

- Ну, скорее всего, от общего ощущения мною тогда жизни, наверное. Ну, наверное, так. Жизнь-то, вроде, веселая, молодая, забубенная, а когда ты остаешься сам с собой наедине, ты думаешь о чем-то, вот я такие рожал тогда стихи. Может показаться, что я не был особенно весел. Да нет, я был вполне весел. Видимо, мне было интересно изучать это темную сторону, что ли. Фиг ее знает.

- Но это действительно, мне кажется, довольно необычная история, когда все песни, они даже не то чтобы в миноре, они вот с таким надрывом. Ну, не знаю, есть ли у Кобейна позитивные вещи. Ну, вы в этом смысле чем-то похожи.

- Ну, вполне возможно, кстати. Каким-то трагическим отношением к жизни. (смеется)

- Но, слава богу, что ты не вступил в тот клуб, который…

- Вообще-то мог вступить. Даже не в двадцать семь лет, а в двадцать пять. Могу признаться, мне просто повезло, что я встречал людей, которые своими словами, поступками, действиями мне просто помогали. А так – вполне. Как раз в 97-м году я там где-то и стоял, у того порога, собственно говоря. Но мне повезло тогда, что я поступил в Литературный институт, спасибо ему. Там я встретил таких же «сумасшедших и больных» и потихоньку-полегоньку как-то выправился.

- Ты, в общем-то, был постоянно в окружении людей?

- Ну, в окружении людей, да, и людей, в основном, хороших. Но это же никак не меняет твоей внутренней сущности. Потому что внешне-то ты выглядишь как раз вполне здоровым и веселым человеком, но ты же все равно не со всеми делишься тем, что у тебя внутри. Это вот, может, только в песнях и проскальзывало. Понимаешь, в чем все дело… Ну, бесится человек, значит, хочется ему беситься. Бухает, ну, значит, хочется ему бухать. Мы это либо принимаем, либо не принимаем. Правда, ведь и поговорить-то не с кем о таких вещах. Собственно вот в эту скважину, наверное, ветер и прорывался, поэтому и песни такие.

- Да, я тоже подумал, что, наверное, даже не только ты, а человек, которому трудно с самим собой, он имеет возможность это выплеснуть хотя бы в творчестве. Может быть, это проще, чем…

- Так это вообще спасает, между прочим. Я думаю, мы многих людей не потеряли бы, если бы, действительно, они могли бы выговориться, сказать, и кто-то услышал, да. Здесь я согласен – это очень хорошая отдушина. Мне, например, помогало, да. Когда на том же концерте проорешься до посинения, рубаху разорвешь – оно и полегче, между прочим.

- Ты говорил, что ты в какой-то момент заинтересовался творчеством Башлачева?

- Ну, опять же, по созвучию, тому же самому. Я тоже чувствую, как у него тоже это все сквозило. Прекрасно, прекрасно его понимаю. Только вот, к сожалению, он не выдержал, это вот очень плохо, может быть мог бы сделать больше. А может быть понял, что больше сделать не мог. Тоже, откуда мы теперь знаем?

- Давай послушаем еще одну вещь с твоего выступления 97-го года. «Она не хотела быть чьей-то женой». Мне кажет такая, чуть-чуть не типичная для тебя вещь. Ну, давай послушаем и обсудим.

37:15 «Она Не Хотела Быть Чьей-то Женой»
40:06 О поступлении в Литературный институт, попытках завязать с музыкой и выступлениях в десятых годах; читать

- Александр Ермолаев в подкасте «Живьем. Четверть века спустя». Здесь, мне кажется, у тебя как раз по музыкальной части такой небольшой реверанс в сторону, я не знаю, джаза, не джаза, но это не прямой такой акустический гранж, это что-то такое, чуть более изысканное что ли.

- Я не знаю. Да, есть у меня несколько таких, нетипичных песен. Эта - одна из них. Я не знаю, как это получилось. Обычно я, конечно, так не играю. Это какие-то произвольные септовые аккорды, набор такой, который я выстроил в каком-то порядке. Я даже, по-моему, помню как это было.  Я, собственно, эту песню написал, потому что ничего не делал такого - дай-ка попробую сделать. А стихи для меня типичные, все-таки.

- Стихи, пожалуй, да. Ты поступал в Литинститут, твоя именно любовь к поэзии тебя туда подтолкнула или что-то другое?

- Нет, я поступал в институт совершенно случайным образом. «Пандора» закончилась где-то зимой 97-го года, я просто не знал, куда себя деть. Какая-то совсем пошла ураганная жизнь. Вот. И встретил Лену Гаврилову, которая с нами до этого, с «Пандорой», работала, устраивала нам концерты. Она мне говорит: «Саш, ну что ж ты пропадаешь-то? Есть вариант, например, поступить в Литературный институт». О котором, кстати, я на тот момент не знал ничего, не слышал даже никогда. - « Там такие сумасшедшие, как ты, тебе там полегче будет». Ну вот, я попробовал поступить и поступил.

- Там действительно оказались такие же сумасшедшие?

- Да-да-да, мне, правда, стало легче. Спасибо Лене за этот совет. Спасибо, кстати, за то, что меня вообще туда приняли, как я туда поступал – это вообще отдельная песня. Это удивительная песня. Человеку, который пришел на экзамен, скажем так, не в порядке, и сдал литературу на двойку, мне тогда просто позволили пересдать вступительный экзамен.

- Вот это да!

- Да-да-да, это была очень странная история. В общем, дело было так. Поговорили мы с Леной, она перепечатала рукопись моих стихов, я ее туда отвез и, собственно, благополучно забыл. Потому что с кем я потом не общался, говорили: «Ну, куда тебе в Литературный, ты на себя посмотри, ты уже одной ногой на том свете». (смеется) Ну, забыл и забыл. Проходит какое-то время – что-то в почтовом ящике белеет. А это приглашение - «Вы прошли творческий конкурс и допускаетесь до экзаменов в Литературный институт». Экзамены – вот, буквально через несколько дней. А я, ну, в общем, гуляю. В таком виде я, собственно, на экзамены и ездил. Ну, приводил себя, конечно, в порядок, собирался. А на один экзамен как-то не привел, как раз та самая литература. И мне попадается билет - «Лермонтов», а мне настолько плохо, что я не понимаю, кто такой Лермонтов, вообще. Вот я сижу и лихорадочно думаю: «Да кто ж такой Лермонтов-то, господи?!» Ну, соответственно, и ответил также, что-то там промямлил. – «Молодой человек, ну, кроме двойки, вы ничего не заслуживаете». (смеется) Я пошел в Приемную комиссию, там Зоя Михайловна, очень удивительный человек, я вроде бы ей никто, она мне говорит: «Не переживай, на тебе таблеточку, чаю попей горячего. Я сейчас попробую поговорить с Приемной комиссией, может, можно что-то сделать». Что можно сделать, я не представляю, но, правда, сижу, пью чай, привожу себя в порядок.

- Таблеточка помогает. (смеется)

- (смеется) Таблеточка помогает, да. Приходит, значит, вся эта Приемная комиссия, ректор, принимающие. Выгоняют меня из кабинета, сами туда заходят и что-то там совещаются. Слышу, раздается там смех такой, ржание просто лошадиное. Им попалось это – «Руси неведомый зверух, орлом парю, ягою чахну, и, как исконно русский дух, я часто русской водкой пахну». И да, это их настолько развеселило, они выходят, говорят: «Ладно, мы позволяем вам пересдать эту литературу через пару дней, когда вы будете в порядке». И, в общем, я ее пересдал, и мне хватило баллов, чтобы я поступил. Вот такая история.

- Но, когда ты поступил в Литинститут, ты с музыкой подзавязал?

- Я очень часто подзавязывал с музыкой, знаешь, как многие бросают курить. Настолько мне дорого это всегда стоило, что «все, бросаю, ну ее на фиг, нет ни здоровья, ни сил больше, все». И каждый раз - подзавяжу-подзавяжу, а потом – раз - все опять по новой начинается. Причем по независящим от меня причинам, что характерно. Как-то что-то приходит извне, либо кто-то предложит сыграть, либо появляется интересный человек, с которым хочется что-то сделать. Завязывал я с ней, Сережа, правда, очень много раз.

- Ну, мне кажется, что музыка такая история, что развязать никогда не грех.

- Ну, если есть к тому основания, да. Понимаешь, я не из тех людей, кто будет годами играть одни и те же песни. Вот ты что-то сделал - «ах ты, сукин сын, какой молодец, хорошо получилось!», это стоит поиграть. Ну, поиграешь ты год, поиграешь два, ну, дальше-то уже мне, например, неинтересно. Если ты эти два года, пока играешь старую программу, ничего не написал, то вот она, естественным образом получается пауза. На сколько лет – это одному Господу Богу известно. У меня, кстати, был очень большой перерыв в нулевые. Вот как раз после института. Было такое время безвременья. А потому я уехал из Москвы и год жил в провинции. Не особо был загружен работой, и это мне позволило написать еще одну программу. Потому что было время, просто-напросто. И с этой программой я уже в десятые еще несколько лет по московским клубам играл. Вот как раз с басистом с одним, потом со вторым. Жаль, конечно, - я пытался привлечь еще музыкантов, но таких вот Борисовых, Найденовых не попалось в этот раз.

- А что-то старое ты играл вот тогда, в десятых годах?

- Из старого только «Небо двинулось», потому что она всегда со мной, почему-то. Вот это я могу играть до сих пор. А остальные, да, в этом веке сочиненные песни.

- Давай послушаем вещь, ты о ней говорил примерно так, что тебя ее просят играть постоянно. Называется - «Анна».

45:08 "Анна"
48:31 О немузыкальной жизни и о музыке, к которой сохраняется интерес читать

- Александр Ермолаев в гостях у подкаста «Живьем. Четверть века спустя». Сегодня мы говорим о группе «Пандора», о сольном творчестве Саши. Саши, ну вот, в десятых годах ты поиграл какое-то время по клубам, и снова пауза, да?

- Да, снова пауза. Когда Саша Саута умер, я остался один, новых песен пока еще нет. Я не знаю, будут ли, поэтому года четыре я не играю. Или три. Я уехал из Москвы, уже два года я не живу в Москве. Соответственно, у меня другая среда, совершенно немузыкальная. У меня просто нет никаких стимулов, нет побудительных  причин, чтобы снова взять гитару.

- Ты же музыку продолжаешь слушать?

- Да, безусловно, я продолжаю слушать музыку. Вот последние полгода у меня начался очередной круг гранжа. Точнее всякие там спин-оффы, побочные проекты музыкантов вот этой большой четверки стал изучать.

- То есть ты пошел в глубину?

- Да. Чего откуда там взялось, куда пошло, какие вилы и грабли там или сям вылезли в итоге. Могу только сказать, что в последнее время очень мне понравилась группа Temple of the Dog, только сейчас для себя ее открыл. Сторонние проекты Корнелла, сторонние проекты Веддера, ну, в общем, понимаешь. Все такого плана.

- А что-то на русском языке тебе откликается, из того что сейчас происходит, или, может, из того что было написано раньше, но ты не знал?

- Сереж, я пытаюсь что-то увидеть на русском языке, но в роке нет вообще ничего. Думаю, ты не станешь мне возражать, ничего не появилось в последнее время.

- На русском языке? Соглашусь.

- Мне даже стали интересны какие-то попсовые что ли вещи. Иной раз поставишь, сам удивишься, какого-нибудь «Нилетто». Кого-то такого значительного в музыкальном, поэтическом плане мне из русских назвать-то даже некого, честно говоря. Опять же, переслушиваю давно известных нам с тобой людей. «Вежливый отказ» - это музыкально очень интересно  до сих пор. Просто это сумасшествие. Не знаю, как на таком уровне они могут столько лет играть и не сдуться. Это очень здорово, да.

- Я вот хочу сказать, если про «Вежливый отказ» говорить, Роман Суслов, он ведь тоже львиную долю своего времени проводит в провинции, причем в гораздо более глухой, чем ты. И у него продолжается творческая история.

- Насколько я понимаю, тоже периодами, надо заметить.

- Периодами, да.

- Тоже всплески. Видимо, тоже становится скучно в какой-то момент от этой бесконечной провинциальной красоты. Да, «бесконечно милой». Может, и со мной такое будет. Но пока, ты знаешь, вот эти два года – это, наверное, самые спокойные годы моей жизни. Всей моей жизни. Я гуляю, я дышу. Работаю, конечно. Хотелось бы работать поменьше, откровенно говоря. (смеется)

- Или работать над другим?

- Или работать над другим. (смеется) Но за «другое» не платят, и приходится же выбирать, сам понимаешь. Потому что я помню наши голодные 90-е и мои иногда совершенно голодные и совершенно безденежные нулевые. Я сейчас, знаешь, как-то не готов бросить. А-а, мне в одном издательстве редактор сказал: «У тебя такие рецензии хорошие, давай ты нам книжку напишешь». Я говорю: «Если вы мне готовы оплачивать время написания этой книги, тогда я возьмусь ее писать. А если не готовы, то я не возьмусь, кто меня кормить будет?»

- Что сказало издательство в итоге?

- «Нет, только за свой счет. Мы хотим вашу книгу, но пишите ее, как хотите» - вот что мне сказало издательство.

- Ну, это современная жизнь, да. Саш, я очень рад, что мы с тобой сегодня пообщались, реально. Я очень рад, что из довольно сложного, бурного периода мы с тобой вышли живыми.

- Да, Серег, я очень счастлив. Вот сегодня коснулись этой темы, что могли и уйти. А знаешь, сколько в жизни интересных, здоровских моментов? Даже вот эта встреча после многих лет – это очень трогательно, между прочим. Так что не зря жили, Сереж.

- Продолжаем, слава богу. И встретимся еще. И я на самом деле надеюсь, ну, музыка, она же не уходит навсегда, поэтому вернется и к тебе, и послушаем что-то твоего нового.

- Пусть так будет, Серег.

- Александр Ермолаев был сегодня в подкасте «Живьем. Четверть века спустя».     

 

52:29 "Один"
Скачать выпуск

Обсуждение

E-mail не публикуется и нужен только для оповещения о новых комментариях
Другие выпуски подкаста:
Хит-парад нашего подкаста - вы еще не все слышали
Антон и Маргарита Королевы
Спецвыпуск: Рымов, Гришин и Чилап подводят итоги
Александр Шевченко и Deja Vu
Спецвыпуск: Иванов, Гришин и Рымов снова в одной студии
"Ночной Проспект"
Сергей Селюнин
"Хобо"
"Ромин Стон"
"Наив"
"24 Декабря"
Спецвыпуск: Рымов, Гришин и Королев разбирают архивы
"Бунт Зерен"
Les Halmas
"Битте-Дритте"
"Матросская Тишина"
"До Свиданья, Мотоцикл"
"Гримъ"
"Оркестр Форсмажорной Музыки"
"НТО Рецепт"
"Секретный Ужин"
Андрей Горохов ("Адо")
"Кира Т'фу Бенд"
The BeatMakers
Mad Force
Jah Division
Владимир Рацкевич
Blues Cousins
"Трилистник"
Василий Шумов
"Оптимальный Вариант"
"Грассмейстер"
"Сердца"
"Умка и Броневичок"
"Опасные Соседи"
"Легион"
"Барышня и Хулиган"
The SkyRockets
"Румынский Оркестр"
"Старый Приятель"
"Краденое Солнце" ("КС")
JazzLobster
"Никола Зимний"
"Сплин"
Haymaker
"Оберманекен"
Crazy Men Crazy
Уния Greenkiss (Белобров-Попов)
"Белые Крылья" (Харьков)
Сергей Калугин
"Союз Коммерческого Авангарда" (С.К.А.)
"Над Всей Испанией Безоблачное Небо"
"Рада и Терновник"
Дмитрий Легут
"Вежливый Отказ"
Денис Мажуков и Off Beat
"Игрушка из Египта"
"Разные Люди"
"Крама" (Минск)
"ARTель" (пре-"Оргия Праведников")
"Каспар Хаузер"
"Егор и Бомбометатели"
Слушайте подкаст "Живьем. Четверть века спустя"
Стенограмма выпуска

- Всех приветствую! У микрофона Сергей Рымов. И сегодня в подкасте «Живьем. Четверть века спустя» мы снова оказываемся в конце 90-х годов. А если конкретно, то жарким летом 97-го года. Честно говоря, не помню, было ли оно жарким, но это было 20-го июля, и в студии радио «Ракурс» играл Александр Ермолаев. Мы знаем его по группе «Пандора», но это выступление было сольным и акустическим. Саша, привет! Рад тебя видеть!

- Привет, Сергей!

- Привет! Давай мы, как обычно, начнем с музыки, и потом будем осуждать то, что услышим. «Игра в любовь» - так называется вещь, с которой мы начнем.

- Александр Ермолаев в подкасте «Живьем. Четверть века спустя», мы слушаем концерт 97-го года. Саш, кто с тобой играл? Второй же гитарист был, ты же был не один в студии?

- Да, со мной тогда играл Андрей Найденов. Это был недолгий период сотрудничества с ним, как раз после «Пандоры».

- Но вы здесь очень хорошо на две гитары раскладываете. При этом акустическая такая история, а «Пандора» все-таки был электрический проект.

- Ну, дело в том, что мы тогда просто постоянно играли, и это было несложно. Андрей хорошо играет на гитаре, я тогда тоже постоянно упражнялся. Поэтому я не помню, чтобы мы с ним особо даже репетировали. Мы просто нашли общий язык и сыграли вот эту программу.

- Ну, тебя тогда хорошо люди знали по группе «Пандора», группе электрической и, наверное, можно сказать, гранжевой. Здесь - акустика. Ты в каком виде себя лучше чувствуешь, в каком формате - акустическом или электрическом?

- Мне лучше играть с группой. Потому что у группы больше возможностей просто, чем у меня одного. Я всегда хотел играть с группой, а акустика возвращалась, когда у меня не было коллектива. Но как только мне было, с кем играть… Я обязательно звал других людей, чтобы делать какие-то совместные проекты.

- Ну, «Пандора» - проект известный, мы о нем сейчас поговорим. А у тебя потом были еще какие-то электрические составы, или дальше ты в акустике играл?

- После «Пандоры» я сотрудничал вот с Андреем Найденовым, потом у меня был проект с басистом. Но это уже позже, в десятые годы. Были небольшие разовые мероприятия с музыкантами других групп. Я просто заменял вокалиста, так скажем. Но это были недлинные, небольшие проекты для нескольких выступлений. А вот в десятые годы я играл с басистом Олегом Зюбаном, который теперь играет в группе «Тут как тут». Вот как раз это было очередное мое возвращение, у меня всегда большие перерывы были между выступлениями. И мы несколько лет так играли с ним по московским клубам. Потом был еще один, тоже ермолаевский проект, еще с одним басистом - Сашей Саутой. Он, к сожалению, умер четыре года назад. Вот это, что касается проектов с басистами.

- Песни, которые в электрическом варианте и акустическом – они, по сути, одни и те же, или есть какие-то вещи, которые удобно играть в акустике и неудобно в электричестве, и наоборот?

- Есть вещи, которые в электричестве вообще играть, на мой взгляд, не стоит, потому что они чисто акустические. Всегда мне лучше, чтобы пришли люди и привнесли что-то свое в ту, начальную форму, которую я предлагаю. Одна голова хорошо, а две лучше. Обязательно кто-то что-то, какие-то свои краски добавит. Естественно, в электричестве это зависит от тех людей, с которыми ты играешь. Что-то даже меняется, может быть, и кардинально. Слова только неизменны, тут я никогда не дам никому на этом поле играть. А в музыке можно экспериментировать, люди предлагают свои идеи, и мы что-то подстраиваем, меняем, переделываем.

- Ты как себя в первую очередь видишь - как музыканта или как поэта?

- Начиналось все с поэзии, безусловно. Играть я начал, потому что мне хотелось как-то это все выразить не только словом, но еще чем-то. Взял гитару и просто начал перекладывать на музыку стихи.

- То есть сначала ты писал стихи, правильно?

- Да, сначала я писал стихи. Но в дальнейшем уже, конечно, ты играешь на гитаре, и что-то, может быть, какие-то уже приходят мысли из музыкальных форм. Мало, мало средств выражения, и мне захотелось тогда уже играть, да.

- Давай тогда сейчас еще одну вещь послушаем. Она будет сейчас звучать в твоем сольном исполнении, с концерта 97-го года. Но те, кто знает группу «Пандора», очень хорошо знает эту песню. Она называется «Небо двинулось».

- В подкасте «Живьем. Четверть века спустя» сегодня мы слушаем живой концерт Александра Ермолаева. «Небо двинулось» - только что мы такую вещь послушали.

Я напомню, что подкаст выходит каждую неделю, и если вы не хотите пропустить что-то важное, что-то интересное – а интересное и важное у нас в каждом выпуске – то обязательно надо подписываться. Яндекс. Музыка, Spotify, Apple Podcasts, Google Podcasts – везде мы есть. Или просто  сайт r-cast.ru.

- Саш, ты сказал, что начинал со стихов. А гитару когда взял?

- Все начиналось, как всегда, со школьной группы, с одноклассниками, с музыкальной комнаты, «в каморке за актовым залом».

- «Ионика» была?

- «Ионика» была, да. (улыбается) Гитары «Урал». И все это, в общем, известно тем, кто начинал в конце 80-х – начале 90-х. Все атрибуты в наличии. В этом плане путь совершенно обычный, как у многих.

- Но если ты начал свои стихи уже перекладывать на музыку, то ты со своих песен сразу начал или что-то там, «Машину времени» тогда…

- Самые первые опыты, да, это чужие песни. Но совсем недолго, потому что я просто быстро интерес к этому потерял, я не любитель каверы играть вообще. Буквально очень скоро мы на свои песни перешли, да.

- Про что эти песни были?

- Ой, я уже даже затрудняюсь сказать, про что они были. Естественно, они канули в лету. Эти школьные песни никогда больше не звучали.

- Нет, ну хорошо, они были, я не знаю, про любовь, или про войну, или про что?

- Нет-нет-нет, они скорее были про какое-то позиционирование себя в мире. Кто я, что я, что я вижу, что я делаю, куда я пошел, ну, что-то такое, наверное. Про любовь вряд ли тогда что-то было.

- То есть сразу экзистенциальная тематика?

- Да-да-да, именно так. Бунтарский дух проявился очень рано, что называется. Потому что тогда этот пафос революционный, он же такой был, на переломе 80-90-х…

- Подожди, кто я и куда я иду, и бунтарский дух – это немножко разные вещи. Нет, я не прав?

- Я хочу сказать, мы же все тогда были своего рода борцы с режимом. Наличествовал такой революционный пафос… Я, честно говоря, затрудняюсь сказать теперь, как оно тогда на самом деле все было.

- Что у тебя было, не знаю, вот какие стихи и песни в голове, когда ты это дело начинал сам, в юношеском возрасте?

- Ориентировался я тогда, конечно, только на те группы, которые до нас доходили, в маленький провинциальный город, в котором я родился. Я помню «ДДТ», «Нутилус Помпилиус», «Кино». Западного рока я тогда практически не знал. Был даже такой смешной случай. До нас доходили бобины в коробках, а коробки были просто перепутаны, и мы какое-то время слушали «Пинк Флойд» и думали, что это «Дип Перпл» и, соответственно, наоборот. И потом, когда мне это все открылось, это было очень смешно. (смеется) Информации было мало, доходила она какими-то скудными порциями. Соответственно, было много вот этого русского рока 80-х. Все то же самое, что и у всех в Советском Союзе в то время.

- Но русский рок 90-х - это такая, все-таки социальная история.

- Да-да, социальная история. Глупо утверждать, что я этого избежал. Соответственно, я в таком же примерно ключе, наверное, что-то и делал тогда.

- Но те вещи, которые мы слушаем сегодня, и, на самом деле, то, что исполняла «Пандора» - это не социальный рок же?

- Нет, ну, мы сегодня слушаем гораздо более поздние вещи.

- Конечно.

- Лет пять прошло, или шесть.

- Когда ты расстался вот с этой социальной тематикой, и почему?

- Довольно-таки быстро и расстался. Я приехал в Москву, поступил в институт, у меня появилась масса музыкальной информации, масса новых друзей. Я открыл для себя огромное количество новых групп. Вот реально. Это был количественный скачок, переросший в качественный. Все эти опыты школьные, от которых я уехал, они и остались там. Во-первых, я встретил новых людей, со своим бэк-граундом, скажем так. Они познакомили меня с другими взглядами, подходами. Ну, все очень быстро поменялось.

- Музыка, с которой ты тогда столкнулся – это уже была западная музыка?

- Да-да. В Москве, когда я поступил в институт, тут уже хлынул поток западной музыки. В мое время тогда очень многие пели на английском языке, вот этого делать я не хотел никогда. То есть изначально была установка, что петь я буду, конечно, только на русском и только свои стихи. А вот музыкальные какие влияния были оказаны? Ну, совершенно разнообразные. Из всего комплекса впечатлений получается потом вот какой-то такой конечный - мой - продукт.

- Это была, в том числе, уже актуальная на тот момент музыка? Что это в начале 90-х – Guns N' Roses, та же самая сиэтлская волна?

- Сиэтлская волна, в первую очередь. Это произвело на меня очень большое впечатление. Да, скорее всего, именно гранжевые американские группы начала 90-х годов.

- Ну, вот сейчас мы, знаешь, что с тобой сделаем? Мы на секундочку прервем нашу акустическую историю и послушаем группу «Пандора». Вот говорят: «русский гранж». Мне кажется, что нет русского гранжа просто на свете. А если что-то есть более-менее близкое, даже не по музыке, а по какой-то такой атмосферной истории, то это как раз то, что ты с ребятами делал в начале 90-х в «Пандоре». И мы будем слушать вещь, которая называется «Странное время».

- Группа «Пандора», вещь называется «Странное время». И эта запись, Саш, она живая? Что это была за запись?

- Эта запись на студии, на базе у нашего с тобой хорошего друга - Миши Боголепова, на улице Яблочкова. Мы там репетировали, там же и писали этот трек.

- То есть вы сыграли вживую, просто постарались немножко записать?

- Да-да-да, это просто сыгранная разом песня.

- Как получилась группа?

- Группа как получилась? Я поступил в Станкоинструментальный институт, услышав, что там сильная художественная самодеятельность, есть всякие ВИА. И на первом курсе этого института, в параллельной группе, на одном потоке со мной учился Андрей Борисов, который стал потом пандоровским гитаристом. В общежитии у нас, на 6-м этаже, в чертежном зале вечерами собирались компании. Все играли на гитарах, выпивали, курили, общались, разговаривали. Вот туда впервые пришел Борисов, взял в руки гитару и все удивились, как он на ней играет. Он родом из Грозного, гитару-то ему купили, а как она классически строится, никто не сказал. У парня был абсолютный слух (и есть), и он какими-то странными пальцевыми пассажами играл всем нам известные вещи, но играл их очень оригинально. Таких людей просто нельзя упускать. Мы с ним познакомились и решили что-то делать вместе. С этого «Пандора», собственно, и началась. Еще в одной параллельной группе, на нашем же потоке, учились два парня из славного города Запрудня, из группы «Отдел Иванова». Вот, оттуда сначала пришел басист, а впоследствии барабанщик. Супербарабанщик тоже, совершенно сумасшедший. Тоже, к сожалению, уже почивший. И вот так «Пандора» и сложилась. Мы с Борисовым оставались всегда, в течение этих семи лет, басисты и барабанщики менялись.

- То есть «Пандора» существовала в течение семи лет?

- Да.

- И когда были самые первые концерты?

- Самый первый концерт – это, наверное, осень 90-го года. В том же нашем станкиновском общежитии, в дискотечном зале. Мы просто притащили туда аппарат, по сарафанному радио собрался народ, ну, мы и забабахали. Началась «Пандора».

- Но в 90-м году сиэтлской волны еще толком не было.

- Не было. Но и песни были другие тогда, не те, которые мы сейчас с тобой слушаем. Тех песен тоже, наверное, не осталось, мне так кажется. Но, все равно - я то уже был. (улыбается) Музыка потом, может, немножко поменялась, я-то не поменялся совершенно.

- А где, кстати, вы репетировали? В каморке за актовым залом, только уже «Станкина»?

- Нет. В общежитии. У нас в общежитии была репетиционная комната. Когда я поступил в институт, выпускники, вокально-инструментальный ансамбль, уже заканчивали. Я плавно занял их место в этой комнате репетиционной, оккупировал ее. И вот уже у нас там, как говорится, был штаб. Там жизнь проходила, наверное, даже больше, чем на учебе. (смеется) Что кончилось тем, что «Станкин» я не закончил, в итоге.

- Я, по-моему, первый раз в 94-м году, на «Фестивале надежд» «Пандора» услышал. Вот это уже была такая, гранжевая история.

- Ну да. Тогда же гранж вообще был очень популярен. Он же ворвался просто волной и смел все остальное, по большому счету. Чтобы кто не говорил, но он очень сильно на всех повлиял. Я знаю наших с тобой ровесников, которые сейчас: «Ну нет, какой гранж, да нет, ничего такого, мы всегда свое», типа. Он тогда здорово на всех повлиял, не надо кривить душой. На нас, соответственно, тоже. Так мне это было, знаешь, - карты в руку легли, скажем так. Мне того и надо было. Я и так, видимо, туда тяготел, а тут легальное дело такое. Вот мы и стали шарашить, стены сносили, блин.

- А правда, что на том «Фестивале надежд» барабанщик со сломанной ногой играл?

- Да, правда. Я вот не знаю, какой это был фестиваль, просто мне казалось, что в 94-м был еще Орел. Но Орел ногу не ломал, ногу ломал Пропалов. Может, ты путаешь?

- Могу, могу. Но выступление было точно в «Секстоне».

- В «Секстоне». Ну, в «Секстоне» мы выступали много раз. Кстати, дикий клуб совершенно, и из-за этого, наверное, может, даже и любимый. Ну, клуб сумасшедший, конечно, был. Совершенно дикий, безбашенный клуб. В 94-м Орел играл – это стопудово. А вот какое-то еще из выступлений, может, на каком-то еще из фестивалей, был Пропалов, да. Человек сломал ногу, но отказаться от выступления мы не могли. Но у него была возможность играть другой ногой. Он на двойной педали как-то изловчился, но играли мы не очень много. Потому что, правда, ну, человек «без ноги».

- Тяжело, конечно.

- Тяжело, да.

- Давай послушаем вещь, она акустическая. Я так понимаю, «Пандора» ее не играла. Если играла, то поправишь. Называется «Мальчик на небо не попал». А потом обсудим.

- Сегодня мы слушаем в подкасте «Живьем. Четверть века спустя» концерт Александра Ермолаева. 97-й год, июль месяц. Ну, вот эта вещь, слушай, там же аккорды, по-моему, буквально нирвановские, да?

- Господи, классический квадрат. Классический квадрат - он может быть чьим угодно. Квадратных людей в музыке огромное количество. Да, ничего оригинального, но песня как-то, почему-то… Ее до сих пор помнят, что характерно.

- Вообще, ты, по-моему, отрицал, что «Пандора» - это гранж?

- Все равно ты не сыграешь по-американски, тем более на русском языке. Все равно это никогда не будет чистым гранжем, естественно. Утверждать, что я вот играю гранж? Да нет, конечно.

- Ну, гранж очень сложно определить как музыкальный стиль. Взять вот ту же самую сиэтлскую четверку – на самом деле это же разные группы, очень разные.

- Очень разные, да.

- Что их объединяет?

- Так не мы их объединили. Я не знаю, почему так. Для меня это абсолютно разные группы, та четверка, которую ты упоминаешь. Ты знаешь, это, скорее всего, они просто вместе появились и вместе прозвучали, с одной высокой степенью врыва, вот такого. Вот их и поставили рядом, может быть.

- Мне вот кажется, что гранж – это не столько про какой-то гитарный звук, про какие-то мелодические истории, про гармонии, это больше про отношение к жизни.

- Здесь я затрудняюсь сказать. Я не настолько хорошо владею английским языком, чтобы отлично понимать какие чувства и образы они там выражают, делать выводы в полной мере. Для меня гранж интересен тем, что, во-первых, они совместили хард-рок этот угловатый с мелодизмом этих вокалистов гранжевых. Между прочим, например - это все индивидуально и хорошо поющие люди. Для меня это очень важно было. Группа, она интересна чем? Хорошая музыкальная основа из профессионалов и очень индивидуальный самобытный вокалист.

- Но «Нирвана» в этой четверке все-таки особое место занимает, для тебя лично?

- «Нирвана» - наиболее удачный пример этого совмещения, популярной музыки и тяжелого звука. Простой и в то же время гениальный, скажем так. Мне кажется, что Кобейн просто наилучшего результата достиг в исполнении именно такой музыки.

- Скажи, а «Пандора» много репетировала?

- Первые годы мы там вообще жили, в этой комнате. Мы там дневали и ночевали. Там проходила просто-напросто жизнь. Причем менялись люди, приходили, уходили, постоянно звучала музыка, кипел чайник, выносились пустые пивные и водочные бутылки. Ну, сам понимаешь, мы были молодые, активные. Мы репетировали практически постоянно. Причем не сточки зрения отработки чего-то, а именно какого-то поиска. Знаешь, вот играешь целыми часами там что-нибудь, куда-нибудь, кого-нибудь.

- То есть не столько репетиция, сколько музицирование?

- Музицирование, да, это точнее так назвать. Потому что никакой отработки там, в общем, не было. Потом что-то нащупываешь, ну и «давайте вот так сделаем, здесь я могу написать». Борисов находит тему, я говорю: «Вот эта тема хорошая, здесь я знаю, что напишу». Вот так, потихоньку, что-то достигалось.

- Давай еще одну вещь послушаем. Акустический концерт, Александр Ермолаев, 97-й год. «Письмо».

- «Письмо», Александр Ермолаев, концерт 97-го года. Мы говорим о творчестве группы «Пандора», о творчестве Саши Ермолаева. Песни-то у тебя как-то невеселые все больше, почему?

- Ну, скорее всего, от общего ощущения мною тогда жизни, наверное. Ну, наверное, так. Жизнь-то, вроде, веселая, молодая, забубенная, а когда ты остаешься сам с собой наедине, ты думаешь о чем-то, вот я такие рожал тогда стихи. Может показаться, что я не был особенно весел. Да нет, я был вполне весел. Видимо, мне было интересно изучать это темную сторону, что ли. Фиг ее знает.

- Но это действительно, мне кажется, довольно необычная история, когда все песни, они даже не то чтобы в миноре, они вот с таким надрывом. Ну, не знаю, есть ли у Кобейна позитивные вещи. Ну, вы в этом смысле чем-то похожи.

- Ну, вполне возможно, кстати. Каким-то трагическим отношением к жизни. (смеется)

- Но, слава богу, что ты не вступил в тот клуб, который…

- Вообще-то мог вступить. Даже не в двадцать семь лет, а в двадцать пять. Могу признаться, мне просто повезло, что я встречал людей, которые своими словами, поступками, действиями мне просто помогали. А так – вполне. Как раз в 97-м году я там где-то и стоял, у того порога, собственно говоря. Но мне повезло тогда, что я поступил в Литературный институт, спасибо ему. Там я встретил таких же «сумасшедших и больных» и потихоньку-полегоньку как-то выправился.

- Ты, в общем-то, был постоянно в окружении людей?

- Ну, в окружении людей, да, и людей, в основном, хороших. Но это же никак не меняет твоей внутренней сущности. Потому что внешне-то ты выглядишь как раз вполне здоровым и веселым человеком, но ты же все равно не со всеми делишься тем, что у тебя внутри. Это вот, может, только в песнях и проскальзывало. Понимаешь, в чем все дело… Ну, бесится человек, значит, хочется ему беситься. Бухает, ну, значит, хочется ему бухать. Мы это либо принимаем, либо не принимаем. Правда, ведь и поговорить-то не с кем о таких вещах. Собственно вот в эту скважину, наверное, ветер и прорывался, поэтому и песни такие.

- Да, я тоже подумал, что, наверное, даже не только ты, а человек, которому трудно с самим собой, он имеет возможность это выплеснуть хотя бы в творчестве. Может быть, это проще, чем…

- Так это вообще спасает, между прочим. Я думаю, мы многих людей не потеряли бы, если бы, действительно, они могли бы выговориться, сказать, и кто-то услышал, да. Здесь я согласен – это очень хорошая отдушина. Мне, например, помогало, да. Когда на том же концерте проорешься до посинения, рубаху разорвешь – оно и полегче, между прочим.

- Ты говорил, что ты в какой-то момент заинтересовался творчеством Башлачева?

- Ну, опять же, по созвучию, тому же самому. Я тоже чувствую, как у него тоже это все сквозило. Прекрасно, прекрасно его понимаю. Только вот, к сожалению, он не выдержал, это вот очень плохо, может быть мог бы сделать больше. А может быть понял, что больше сделать не мог. Тоже, откуда мы теперь знаем?

- Давай послушаем еще одну вещь с твоего выступления 97-го года. «Она не хотела быть чьей-то женой». Мне кажет такая, чуть-чуть не типичная для тебя вещь. Ну, давай послушаем и обсудим.

- Александр Ермолаев в подкасте «Живьем. Четверть века спустя». Здесь, мне кажется, у тебя как раз по музыкальной части такой небольшой реверанс в сторону, я не знаю, джаза, не джаза, но это не прямой такой акустический гранж, это что-то такое, чуть более изысканное что ли.

- Я не знаю. Да, есть у меня несколько таких, нетипичных песен. Эта - одна из них. Я не знаю, как это получилось. Обычно я, конечно, так не играю. Это какие-то произвольные септовые аккорды, набор такой, который я выстроил в каком-то порядке. Я даже, по-моему, помню как это было.  Я, собственно, эту песню написал, потому что ничего не делал такого - дай-ка попробую сделать. А стихи для меня типичные, все-таки.

- Стихи, пожалуй, да. Ты поступал в Литинститут, твоя именно любовь к поэзии тебя туда подтолкнула или что-то другое?

- Нет, я поступал в институт совершенно случайным образом. «Пандора» закончилась где-то зимой 97-го года, я просто не знал, куда себя деть. Какая-то совсем пошла ураганная жизнь. Вот. И встретил Лену Гаврилову, которая с нами до этого, с «Пандорой», работала, устраивала нам концерты. Она мне говорит: «Саш, ну что ж ты пропадаешь-то? Есть вариант, например, поступить в Литературный институт». О котором, кстати, я на тот момент не знал ничего, не слышал даже никогда. - « Там такие сумасшедшие, как ты, тебе там полегче будет». Ну вот, я попробовал поступить и поступил.

- Там действительно оказались такие же сумасшедшие?

- Да-да-да, мне, правда, стало легче. Спасибо Лене за этот совет. Спасибо, кстати, за то, что меня вообще туда приняли, как я туда поступал – это вообще отдельная песня. Это удивительная песня. Человеку, который пришел на экзамен, скажем так, не в порядке, и сдал литературу на двойку, мне тогда просто позволили пересдать вступительный экзамен.

- Вот это да!

- Да-да-да, это была очень странная история. В общем, дело было так. Поговорили мы с Леной, она перепечатала рукопись моих стихов, я ее туда отвез и, собственно, благополучно забыл. Потому что с кем я потом не общался, говорили: «Ну, куда тебе в Литературный, ты на себя посмотри, ты уже одной ногой на том свете». (смеется) Ну, забыл и забыл. Проходит какое-то время – что-то в почтовом ящике белеет. А это приглашение - «Вы прошли творческий конкурс и допускаетесь до экзаменов в Литературный институт». Экзамены – вот, буквально через несколько дней. А я, ну, в общем, гуляю. В таком виде я, собственно, на экзамены и ездил. Ну, приводил себя, конечно, в порядок, собирался. А на один экзамен как-то не привел, как раз та самая литература. И мне попадается билет - «Лермонтов», а мне настолько плохо, что я не понимаю, кто такой Лермонтов, вообще. Вот я сижу и лихорадочно думаю: «Да кто ж такой Лермонтов-то, господи?!» Ну, соответственно, и ответил также, что-то там промямлил. – «Молодой человек, ну, кроме двойки, вы ничего не заслуживаете». (смеется) Я пошел в Приемную комиссию, там Зоя Михайловна, очень удивительный человек, я вроде бы ей никто, она мне говорит: «Не переживай, на тебе таблеточку, чаю попей горячего. Я сейчас попробую поговорить с Приемной комиссией, может, можно что-то сделать». Что можно сделать, я не представляю, но, правда, сижу, пью чай, привожу себя в порядок.

- Таблеточка помогает. (смеется)

- (смеется) Таблеточка помогает, да. Приходит, значит, вся эта Приемная комиссия, ректор, принимающие. Выгоняют меня из кабинета, сами туда заходят и что-то там совещаются. Слышу, раздается там смех такой, ржание просто лошадиное. Им попалось это – «Руси неведомый зверух, орлом парю, ягою чахну, и, как исконно русский дух, я часто русской водкой пахну». И да, это их настолько развеселило, они выходят, говорят: «Ладно, мы позволяем вам пересдать эту литературу через пару дней, когда вы будете в порядке». И, в общем, я ее пересдал, и мне хватило баллов, чтобы я поступил. Вот такая история.

- Но, когда ты поступил в Литинститут, ты с музыкой подзавязал?

- Я очень часто подзавязывал с музыкой, знаешь, как многие бросают курить. Настолько мне дорого это всегда стоило, что «все, бросаю, ну ее на фиг, нет ни здоровья, ни сил больше, все». И каждый раз - подзавяжу-подзавяжу, а потом – раз - все опять по новой начинается. Причем по независящим от меня причинам, что характерно. Как-то что-то приходит извне, либо кто-то предложит сыграть, либо появляется интересный человек, с которым хочется что-то сделать. Завязывал я с ней, Сережа, правда, очень много раз.

- Ну, мне кажется, что музыка такая история, что развязать никогда не грех.

- Ну, если есть к тому основания, да. Понимаешь, я не из тех людей, кто будет годами играть одни и те же песни. Вот ты что-то сделал - «ах ты, сукин сын, какой молодец, хорошо получилось!», это стоит поиграть. Ну, поиграешь ты год, поиграешь два, ну, дальше-то уже мне, например, неинтересно. Если ты эти два года, пока играешь старую программу, ничего не написал, то вот она, естественным образом получается пауза. На сколько лет – это одному Господу Богу известно. У меня, кстати, был очень большой перерыв в нулевые. Вот как раз после института. Было такое время безвременья. А потому я уехал из Москвы и год жил в провинции. Не особо был загружен работой, и это мне позволило написать еще одну программу. Потому что было время, просто-напросто. И с этой программой я уже в десятые еще несколько лет по московским клубам играл. Вот как раз с басистом с одним, потом со вторым. Жаль, конечно, - я пытался привлечь еще музыкантов, но таких вот Борисовых, Найденовых не попалось в этот раз.

- А что-то старое ты играл вот тогда, в десятых годах?

- Из старого только «Небо двинулось», потому что она всегда со мной, почему-то. Вот это я могу играть до сих пор. А остальные, да, в этом веке сочиненные песни.

- Давай послушаем вещь, ты о ней говорил примерно так, что тебя ее просят играть постоянно. Называется - «Анна».

- Александр Ермолаев в гостях у подкаста «Живьем. Четверть века спустя». Сегодня мы говорим о группе «Пандора», о сольном творчестве Саши. Саши, ну вот, в десятых годах ты поиграл какое-то время по клубам, и снова пауза, да?

- Да, снова пауза. Когда Саша Саута умер, я остался один, новых песен пока еще нет. Я не знаю, будут ли, поэтому года четыре я не играю. Или три. Я уехал из Москвы, уже два года я не живу в Москве. Соответственно, у меня другая среда, совершенно немузыкальная. У меня просто нет никаких стимулов, нет побудительных  причин, чтобы снова взять гитару.

- Ты же музыку продолжаешь слушать?

- Да, безусловно, я продолжаю слушать музыку. Вот последние полгода у меня начался очередной круг гранжа. Точнее всякие там спин-оффы, побочные проекты музыкантов вот этой большой четверки стал изучать.

- То есть ты пошел в глубину?

- Да. Чего откуда там взялось, куда пошло, какие вилы и грабли там или сям вылезли в итоге. Могу только сказать, что в последнее время очень мне понравилась группа Temple of the Dog, только сейчас для себя ее открыл. Сторонние проекты Корнелла, сторонние проекты Веддера, ну, в общем, понимаешь. Все такого плана.

- А что-то на русском языке тебе откликается, из того что сейчас происходит, или, может, из того что было написано раньше, но ты не знал?

- Сереж, я пытаюсь что-то увидеть на русском языке, но в роке нет вообще ничего. Думаю, ты не станешь мне возражать, ничего не появилось в последнее время.

- На русском языке? Соглашусь.

- Мне даже стали интересны какие-то попсовые что ли вещи. Иной раз поставишь, сам удивишься, какого-нибудь «Нилетто». Кого-то такого значительного в музыкальном, поэтическом плане мне из русских назвать-то даже некого, честно говоря. Опять же, переслушиваю давно известных нам с тобой людей. «Вежливый отказ» - это музыкально очень интересно  до сих пор. Просто это сумасшествие. Не знаю, как на таком уровне они могут столько лет играть и не сдуться. Это очень здорово, да.

- Я вот хочу сказать, если про «Вежливый отказ» говорить, Роман Суслов, он ведь тоже львиную долю своего времени проводит в провинции, причем в гораздо более глухой, чем ты. И у него продолжается творческая история.

- Насколько я понимаю, тоже периодами, надо заметить.

- Периодами, да.

- Тоже всплески. Видимо, тоже становится скучно в какой-то момент от этой бесконечной провинциальной красоты. Да, «бесконечно милой». Может, и со мной такое будет. Но пока, ты знаешь, вот эти два года – это, наверное, самые спокойные годы моей жизни. Всей моей жизни. Я гуляю, я дышу. Работаю, конечно. Хотелось бы работать поменьше, откровенно говоря. (смеется)

- Или работать над другим?

- Или работать над другим. (смеется) Но за «другое» не платят, и приходится же выбирать, сам понимаешь. Потому что я помню наши голодные 90-е и мои иногда совершенно голодные и совершенно безденежные нулевые. Я сейчас, знаешь, как-то не готов бросить. А-а, мне в одном издательстве редактор сказал: «У тебя такие рецензии хорошие, давай ты нам книжку напишешь». Я говорю: «Если вы мне готовы оплачивать время написания этой книги, тогда я возьмусь ее писать. А если не готовы, то я не возьмусь, кто меня кормить будет?»

- Что сказало издательство в итоге?

- «Нет, только за свой счет. Мы хотим вашу книгу, но пишите ее, как хотите» - вот что мне сказало издательство.

- Ну, это современная жизнь, да. Саш, я очень рад, что мы с тобой сегодня пообщались, реально. Я очень рад, что из довольно сложного, бурного периода мы с тобой вышли живыми.

- Да, Серег, я очень счастлив. Вот сегодня коснулись этой темы, что могли и уйти. А знаешь, сколько в жизни интересных, здоровских моментов? Даже вот эта встреча после многих лет – это очень трогательно, между прочим. Так что не зря жили, Сереж.

- Продолжаем, слава богу. И встретимся еще. И я на самом деле надеюсь, ну, музыка, она же не уходит навсегда, поэтому вернется и к тебе, и послушаем что-то твоего нового.

- Пусть так будет, Серег.

- Александр Ермолаев был сегодня в подкасте «Живьем. Четверть века спустя».